Соломонида бабушка Христоправушка .. |БЕЛЫЙ СВЕТ

Соломонида бабушка Христоправушка

На второй день после Рождества Христова в церквах торжественно служат «Собор Пресвятой Богородицы». В святцах этого дня упомянуты также святые Ефимий , Константин, Ева … . Но имени Соломониды нет. Однако в прежние времена в русских селах и деревнях, славя в этот день Божью Матерь, женщины поминали в молитвах бабушку Соломониду . Церковь эту бабку не признавала, а народ чтил.

Одна из героинь романа «На горах» П. И. Мельникова (Андрея Печерского) Дарья Сергеевна, оберегая племянницу Дуню от «дурного глаза» заговором, поминала: « Соломонида бабушка Христоправушка , Христа мыла-правила, нам окатышки оставила». « Окатышки » вода, которой окачивали новорожденного младенца.

Что же это за «бабка Соломонида »? За какие заслуги русские крестьянки возносили ее вопреки церковному канону? В канонических Евангелиях о ней тоже нет ни слова. А в апокрифическом, не признанном церковью «Протоевангелии Иакова», или «Истории Иакова о рождении Марии», приводится рассказ Иосифа о том, как в пути, когда он с сыновьями от первого брака и юной беременной Марией бежал из Вифлеема, чтобы укрыть ся от объявленной государственной переписи населения, у нее случились предродовые схватки. Иосиф, оставив Марию с сы новьями в первой попавшейся пастушьей пещере, «пошел искать повивальную бабку». «И увидел я женщину, спускающуюся с горы, которая сказала мне: человек, куда ты идешь? Я отвечал: ищу повивальную бабку». Далее в Протоевангелии говорится: «И бабка повивальная пошла вместе с ним. И встали они у пе щеры, и облако сияющее появилось в пещере. И сказала бабка: душа моя возвеличена, глаза мои увидели чудо, ибо ро дилось спасение Израилю». Так безымянная бабка приняла на свои руки родившегося у Марии младенца Иисуса. По имени она названа лишь в «Синаксаре», сборнике древнееврейских преданий и поучений.

В день Соломониды роженицы и бабки-повитухи, во время богослужения в церкви, собирались перед иконой Божьей Матери, которая называется « Блаженное чрево». Отслужив молебен перед этой иконой, роженицы приглашали повивальных бабок «на кашу», которую специально заваривали с утра для уго щения. В иных местах крестьянки в день Соломониды ходили к только что разрешившимся роженицам с пирогами и другими гостинцами.

В любой деревне повивальная бабка пользовалась большим уважением. Повивальной она называлась потому, что умела правильно «свить» новорожденного повивальником, чтобы не барахтался и не царапался и спал спокойно, и учила этому молодую мать. Из воспоминаний очевидца :» Помню, как повивали мою младшую сестренку. С этим превосходно справлялась моя бабушка Феня , ловко орудуя широким, в четверть поясом, с нашитыми на нем крестами. На моих изумленных глазах только что неистово шевелившаяся малютка превращалась в аккуратно и крепко «свитый кокон, сладко посасывающий «жеванку» тряпицу с завязанным в нее кусочком ржаного хлеба.»
Бабки были мастерицами по части женских и материнских забот. Недаром говорили: «Бабка походит всему делу пособит ». А мастерство каждой отмечали: «У всякой бабки свои ухватки».

О почитании бабок-повитух свидетельствовал и другой обычай «рукомытие». На девятый день после родов бабка посещала принятого ею новорожденного, и они с матерью, перепеленав младенца, совершали совместное «размывание рук» мыли руки в одной лохани или тазу, вытирали их одним, непременно новым полотенцем, которое бабка тут же получала в подарок.Так же бабушки знахарки лечили испуг, отливали на воск болезни малышей ,загрызали грыжу у младенцев ,следили,чтоб нечистый ,пока роженица отдыхает ,не подменил ребеночка на «обменыша» .

Соломонида бабушка Христоправушка .. |БЕЛЫЙ СВЕТ0

Источник

Добавить комментарий